Главная » Новости » У России пока остался шанс на экономическое чудо
00:01
У России пока остался шанс на экономическое чудо
22 ноября в МГУ выступал известный экономист, академик РАН Сергей Глазьев. Тема доклада: «Трансформация российской экономики: крах либеральной утопии и шанс на экономическое чудо».

Хаос 90-х забыть невозможно. Все мы помним безумный рост цен, расцвет челночной стихии, разоряющиеся заводы, задержки зарплат и т. п. «прелести» базарной экономики. Затем грянул «дефолт-98», который тоже не выходит из памяти, хотя прошло уже немало лет. Далее ситуация немного устаканилась, а точнее, оказалась залакированной нежданно-негаданным потоком долларов, который потек в нашу страну благодаря высоким ценам на нефть. Все эти события как раз и проанализировал Глазьев, четко вскрыв их механику.

Эмоциональной критики по адресу наших «либералов» всегда было предостаточно, а вот спокойный и обстоятельный разбор с указанием их конкретных ошибок услышишь нечасто. Глазьеву удалось простыми словами (что называется, на пальцах) показать, что не так сделали российские реформаторы.

Согласно Глазьеву, они исходили из ошибочных представлений о том, как функционирует экономика. Например, одна из аксиом либерального фундаментализма гласит, что хозяйствующие субъекты обладают полной информацией о ситуации на рынке и стараются оптимизировать свое поведение. Однако на практике люди принимают управленческие решения не по принципу оптимизации, а путем повторения уже проверенной временем старой схемы действий. Понятно, что когда обстоятельства меняются, привычные методы начинают работать все хуже и хуже, а вот отследить момент, когда надо остановиться и перейти на другие технологии, непросто.

Возьмем другую «рыночную» догму - убежденность в том, что частная собственность всегда управляется лучше государственной. При таком чисто абстрактном подходе не учитывается происхождение собственности. А ведь ясно, что есть большая разница, создал человек предприятие благодаря своему честному труду или «добыл» путем всевозможных нелегальных комбинаций. Во втором случае говорить о каком-то чувстве хозяина не приходится, и работает иной стереотип поведения: быстро выжать из собственности деньги, а потом припрятать их подальше. Глазьев утверждает, что в России состояния нередко сколачивались отнюдь не благодаря созданию чего-то полезного, а за счет присвоения чужого.

Есть и другие причины, по которым теория рыночного фундаментализма не выдерживает столкновения с реальностью, однако попытки реализовать на практике оторванные от жизни догмы время от времени предпринимаются. К чему это привело у нас, мы прекрасно знаем.

Таким образом, экономика функционирует не по либеральным аксиомам, и чтобы понять, как на самом деле происходит ее эволюция, Глазьев предложил использовать понятие технологического уклада - т. е. комплекса взаимосвязанных технологий, соответствующих той или иной эпохе. Упрощенно говоря, происходит следующее: появляется новый технологический уклад, который обеспечивает достаточно продолжительный период устойчивого развития. Потом наступает «момент насыщения», когда создание нововведений в рамках этого уклада требует колоссальных вложений, а отдача невелика. В результате деньги начинают перетекать из реального сектора в финансовый, возникает благоприятная среда для создания «пирамид» и финансовых пузырей. Когда пузыри лопаются, то ничего не остается, как вкладываться в принципиально новые технологии, и возникает следующий уклад.

Если говорить о нынешних временах, то контуры такого уклада уже видны. Они определяются успехами в области био-, нано- и информационных технологий. В развитых странах достижения следующего уклада обеспечивают примерно 5% от валового продукта. Казалось бы, это совсем немного, однако, как утверждает Глазьев, когда доля нового уклада дойдет до 8-9%, начнется очередная волна экономического развития.

В период между укладами для отстающих стран появляется шанс резко рвануть вперед. Они могут оседлать новую волну раньше развитых стран, и еще совсем недавно у России для этого были прекрасные возможности. Высокие цены на нефть позволили накопить гигантские средства, уровень образования и науки у нас до сих пор остается на достаточно высоком уровне, и, несмотря на все трудности, удалось развить некоторые технологии будущего. Но, увы, самый благоприятный момент Россия уже упустила: необходимые средства на технологическое переоснащение так и не были выделены, а нефтяной бум сменился мировым финансовым кризисом, который не обошел стороной и нашу страну.

Может сложиться впечатление, что куда ни кинь, всюду клин. Но не стоит впадать в пессимизм. Глазьев утверждает, что у России все-таки есть потенциал для выхода на траекторию опережающего развития. Шанс на экономическое чудо пока остается.

0.0/0
Похожие новости:
Статистика – это очень творческая наука
Обама готовится пойти войной на Уолл-стрит
На «пенсионном фронте» пока без перемен
Зачем Евросоюзу нужен «ирландский спектакль»
Америка усомнилась в успехе эмиссии