Главная » Новости » Москва и Киев реанимируют транспортный консорциум
00:02
Москва и Киев реанимируют транспортный консорциум
Вслед за урегулированием разногласий с Минском по поводу таможенных платежей за поставки нефти, Москва близка к тому, чтобы разрешить еще одну наболевшую энергетическую проблему.

На этот раз речь идет об участии России в управлении газотранспортной системой (ГТС) Украины в целях обеспечения гарантированного и бесперебойного транзита углеводородного топлива в Европу через украинскую территорию.

Как пишет РБК daily, реанимированное недавно российско-украинское СП в виде Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины может, наконец, получить доступ к ГТС Украины, а также к эксплуатации подземных хранилищ газа в этой стране на условиях аренды или в другой форме. С таким предложением выступила российская сторона на недавнем собрании ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». А начальник управления по работе со странами ближнего зарубежья «Газпрома» Анатолий Подмышальский сообщил, что акционеры Международного ГТК выступили с законодательной инициативой о допуске к управлению украинской ГТС других государств.

Очевидно, что в данном случае речь идет именно о России, которой (в лице «Газпрома») принадлежит 50% МГТК. Представитель российского газового концерна подчеркнул, что именно «для обеспечения надежности поставок российского газа в Европу Россия вынуждена была реализовывать проекты «Северный» и «Южный потоки», которые после их пуска могут несколько разгрузить украинскую систему».

Впрочем, российское руководство уже неоднократно давало понять, что не собирается отказываться от альтернативных маршрутов доставки энергоносителей до европейских потребителей даже в том случае, если Киев согласится поделиться своими полномочиями в сфере управления национальной ГТС. В то же время доступ к совместному управлению украинскими транзитными мощностями посредством участия в МГТК может позволить Москве и Киеву отказаться от более радикальных планов по слиянию НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпрома», которые крайне болезненно воспринимаются «оранжевой» оппозицией на Украине.

Как известно, «самостийщики» использовали их в качестве пропагандистского антироссийского жупела, обвиняя команду Виктора Януковича в «предательстве национальных интересов» и чуть ли не сдаче украинской «незалежности». Организационно более гибкая форма Международного консорциума (которому ГТС передается не в собственность, а только в аренду) гораздо менее уязвима с точки зрения выдвижения подобных обвинений. Кроме того, стоит добавить, что последняя инициатива Москвы может рассматриваться как часть компромисса в контексте решения вопроса о снижении экспортных цен на российское топливо, на чем в последние месяцы активно настаивает украинская сторона.

Получит ли поддержку украинской стороны российская инициатива? Этот вопрос мы адресовали гендиректору Института национальной энергетики Сергею Правосудову:

- Такой вариант представляется вполне реальным. Особенно если учитывать, что министром топлива и энергетики Украины сегодня является Юрий Бойко (он же был избран главой Международного ГТК в ходе упомянутого выше совещания.- Прим. KM.RU). То есть, тот же человек, который 8 лет назад подписывал соглашение о создании МГТК. Однако на пути реализации этого проекта оказались события «оранжевой революции». В результате новые власти отказались от всех прежних договоренностей. Теперь на Украине власть снова сменилась, на свои посты вернулись прежние люди, соответственно, возрождается и старая идея.

Хотелось бы сразу уточнить, что тема слияния «Газпрома» и «Нафтогаза», на мой взгляд, была неверно понята. Это было достаточно спонтанное заявление нашего премьера Владимира Путина. При этом украинская сторона сразу отреагировала в присущем ей ключе, заявив, что готова объединяться в этой сфере лишь на паритетных началах (50% на 50%). При этом понятно, что такая компания, как «Нафтогаз», которая находится в предбанкротном состоянии, постоянно демонстрируя убытки, не может на равных объединиться с одной их самых крупных и прибыльных в мире компаний. Реально доля «Нафтогаза» при таком объединении не может составлять больше 7-8%, но уж никак не 50%. Естественно, что мы не можем говорить о слиянии на паритетных началах. Тогда появилось идея создать СП, в которое «Газпром» мог бы передать какие-то добывающие активы (месторождения), которые по оценке аудиторами своих запасов стоили бы примерно столько же, сколько украинская труба. А еще чуть позже возникла идея снова реанимировать консорциум.

Однако я бы пока не спешил давать прогноз, что именно эта идея с консорциумом получит приоритет и продвижение. Все-таки Киев заинтересован в том, чтобы привлечь иностранные инвестиции в модернизацию своей ГТС, которая находится в изношенном состоянии. Конечно, Россия может это сделать, но мы опять же готовы вкладывать свои деньги, только если будут гарантии. Если же у нас не будет никакой доли в собственности, а речь идет только об аренде, то возможны другие варианты. Например, тогда можно поговорить о снижении стоимости транзита на определенный период. В то же время аренда и право собственности - это в любом случае разные вещи. Когда ты подписываешь соглашение об аренде лет на 10, а потом к власти приходят другие политики, которые говорят, что они хотели бы пересмотреть соглашение, то о каких гарантиях в данном случае можно говорить? С другой стороны, Киев хотел бы получить долю в российских месторождениях, потому что ему нужен дешевый газ, от которого зависит украинская промышленность. Таким образом, есть несколько разных путей, которые могут привести обе стороны к компромиссу. Они-то сейчас и обсуждаются. И не факт, что приоритет будет отдан именно консорциуму как механизму разрешения накопившихся вопросов.

0.0/0
Похожие новости:
Центробанк вредит больше Роскосмоса
Глобальная торговая война вот-вот начнется
Случится ли с Россией ВТО?
Можно ли поднять ставки по депозитам в российских банках?
На рынке недвижимости США произошел обвал