Главная » Новости » Прогнозы МЭРа не имеют отношения к реальности
20:51
Прогнозы МЭРа не имеют отношения к реальности
На днях Министерство экономического развития (МЭР) представило обновленный прогноз по всей российской экономике, имеет смысл его обсудить отдельно, так как многие показатели подверглись корректировке.

Логика изменений понятна (она связана с постоянным ростом нефтяных цен), однако интересно посмотреть на конкретику, причем во взаимосвязи.

Итак, для начала – та самая нефть. В предыдущем прогнозе на 2011 год средняя цена была выведена в размере $75 за баррель, скорректированный базовый прогноз теперь составляет $105 за баррель, но и это – еще не окончательный результат. По словам заместителя министра Андрея Клепача, который и представлял прогноз, средняя цена на нефть в 2011 г. может даже превысить данный уровень. При этом базовый прогноз на 2012 г. предполагает цену на нефть в $90 за баррель. «Хотя достаточно вероятно, что в ближайшие годы цена может оказаться выше», – сказал Клепач, напомнив, что международные эксперты ожидают цену на нефть на уровне $102-103 за баррель.

Ну, экспертов можно найти на любую цену, проблема в другом. Какую модель ценообразования на нефть выбрал Клепач со своим министерством? Если он считает, что эта цена образована за счет баланса спроса и предложения, то с чего бы ей падать в 2012 году? Конфликтов будет меньше? Но пока их количество год от года растет, еще и до Катара с Саудовской Аравией дело дойдет. А если он понимает, что все дело – в финансовом «пузыре», то почему цена останется на уровне $90 за баррель, а не упадет так, как она упала в 2008 году?

Мне кажется, что это – одно из самых слабых мест в прогнозе, и здесь МЭР просто тупо аппроксимирует ценовые кривые, не очень вдаваясь в их содержание, которое сегодня выходит на первое место. Отметим, что Кудрин, которого все эти модели вообще не интересуют (во всяком случае, в его служебные обязанности их изучение явно не входит), как раз опасается вторичного разрыва «пузыря» на рынке нефтяных фьючерсов. И почему это не волнует МЭР, не совсем понятно.

Соответственно, есть серьезные разногласия с дефицитом бюджета, хотя мы их во многом уже описали в предыдущем тексте. На всякий случай напоминаю, что, составляя прежний прогноз на этот год, МЭР заложило дефицит бюджета на уровне 3,6% от ВВП. Однако теперь, с учетом роста цен на нефть, министерство ожидает дефицит бюджета России в 2011 г. на уровне 0,6-0,8% от ВВП. Что, собственно, и вызывает напряженность у Минфина, который считает, что оснований для такого оптимизма маловато.

И тем больше у Минфина оснований для этого скепсиса, что, несмотря на повышение прогноза цен на нефть на 2011 г., прогноз роста ВВП остается на уровне 4,2%. Если учесть, что значительная часть нашей современной экономики – это перераспределение нефтяных денег, такая цифра выглядит неоправданно пессимистической. Так и думаешь, что именно здесь заложена страховка МЭРа на случай неприятностей. Но тогда зачем повышен прогноз промпроизводства до 5,4%?

Как объяснил Клепач, повышение прогноза цены на нефть не оказало влияния на прогноз роста ВВП в силу ряда факторов. Во-первых, Минэкономразвития существенно снизило прогноз роста инвестиций. По его мнению, в инвестиционной активности в январе-феврале 2011 г. наблюдался «большой провал». Он считает, что инвестиционный климат в России продолжает оставаться неблагоприятным, хотя в дальнейшем министерство и ожидает восстановления инвестиционной активности.

Во-вторых, Минэкономразвития понизило прогноз по росту объема розничной торговли с 4,8 до 3,8%. В-третьих, по словам Клепача, прогноз роста доходов населения также снижен с 3 до 1,5%.

Это замечательно! А что тогда станет базой для экономического роста? Доходы населения стагнируют (а с учетом реальной инфляции так и вовсе существенно падают), торговля – тоже, кто будет товары-то покупать? Государство за счет бюджета? Тогда понятно, почему МЭР так активно занижает прогноз дефицита бюджета: чтобы потом предложить увеличить расходную его часть и тем самым стимулировать производство. Но это – не самый лучший выход, и уж точно не долгосрочный. А если учесть доводы Минфина, то вообще получается, что так делать нельзя. И тогда мы снова возвращаемся к вопросу: куда деваются нефтяные деньги?

Здесь мы сделаем небольшое «лирическое» отступление. Представим себе, что у нас есть ванна, в которой не закрыт сток, а нам необходимо набрать в нее воды. Можно кран вообще не выключать, но запас воды при этом останется минимальным, поскольку она будет сразу вытекать. Это и есть, собственно, наша экономика: деньги поступают, и на них сразу покупается импорт. Все, круг замкнулся, толку для экономики нет никакого.

А теперь представьте, что в ванне лежит губка. Маленькая. Вода, которая в нее попадет, частично останется, а если она течет непрерывно, то ее будет довольно много. И если взять большую губку, размером со всю ванну, то она наберет довольно много воды, так что общий ее объем в ванне станет сильно больше. Вот это и есть главная задача МЭРа: придумать, как должна выглядеть такая «губка» для нашей экономики, чтобы нефтяные деньги работали в стране, а не утекали из нее тотчас же. А вместо этого МЭР (со всем правительством) создает такие условия, при которых даже перерабатывать нефть в нашей стране становится невыгодно, а выгодно завозить импортную... Впрочем, пора возвращаться к основной теме.

Самое интересное место – инфляция. Минэкономразвития снизило диапазон ожидаемой инфляции с 7-8 до 7-7,5%. Тут любой здравомыслящий человек сходит с ума: эти цифры не имеют никакого отношения к реальности. Инфляция у нас никак не ниже 15% (официальный индекс-дефлятор – около 10%), Это означает, что из всех цифр роста можно (в первом приближении) вычесть где-то 5%, дабы они показывали что-то, отдаленно напоминающее реальность. Для доходов населения это означает падение на 3-4%. Понятно, почему в такой ситуации ВВП не растет, но ведь это – цифры при высоких ценах на нефть. А что будет с доходами населения, если эти цены упадут?

Дальше – уже не так интересно. По итогам 2011 г. МЭР ожидает нулевой отток частного капитала из РФ. Клепач отметил, что хотя на сегодняшний день зафиксирован чистый отток капитала из страны, во втором полугодии ожидается чистый приток. В результате по итогам 2011 г. Минэкономразвития ожидает либо нулевой показатель, либо незначительный приток частного капитала в РФ. Это замечательно, хорошо бы только понять – с чего вдруг. Т. е. слова Клепача – это откровенные фантазии, или под ними все-таки есть какое-то основание? Я его не вижу (особенно с учетом предыдущих параграфов), но кто знает, может, я чего не понимаю... Но хорошо бы понять, что именно я не понимаю, поскольку есть подозрения, что не я один – такой непонятливый. Но тут МЭР молчит.

Собственно, дальше откровения МЭРа можно и не читать. Ни про курс рубля, ни про некоторые другие тонкости. Поскольку уже абсолютно понятно, что к реальности они имеют слабое отношение. А это значит, что осенью правительство опять совершенно неожиданно (это очень важно: именно что неожиданно!) обнаружит, что оптимистические расклады не сработали, и все оказалось очень плохо. Но пусть не говорят, что их не предупреждали.

0.0/0
Похожие новости:
In vina nummus?
США повторят трагедию России
Украина — банкрот, долгов больше, чем объем ВВП
В России вводят налог на имущество, составляющее ПИФ. Что это значит?
Взбунтовалась уже и провинциальная Америка