Главная » Новости » На Давосе не было самого главного
23:58
На Давосе не было самого главного
Когда начинаешь разбирать то, что было на последнем Давосе, обращает на себя внимание то обстоятельство, что на нем не было самого главного: не обсуждались реальные причины кризиса.

Когда начинаешь разбирать то, что было на последнем Давосе, прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что на нем не было самого главного: не обсуждались реальные причины кризиса и возможные действия. Казалось бы, подготовленный перед Давосом доклад говорит о системных рисках (хотя и с некоторым креном в очень уж отдаленное будущее), предложения председателя G8 и G20 нынешнего года, президента Франции Саркози, говорят о серьезных изменениях во всей финансово-экономической модели – а на эту тему не сказано практически ничего.

Можно, конечно, сослаться на то, что эти беседы велись в закрытом режиме, но не нужно демонизировать всю эту закрытость: если бы разговор затронул реально серьезные вопросы, всю мировую прессу завалил бы поток утечек, особенно в нынешней кризисной ситуации. Нельзя, однако, сказать, что обсуждений не было вообще, просто они приняли достаточно специфическую форму. Для примера можно привести выступление главы Сбербанка России Германа Грефа. Его статус явно не позволяет ему говорить ничего «лишнего», а только поддакивать начальству – что внутреннему, российскому, что международному, в рамках мировой финансовой элиты, с которой он себя пытается идентифицировать. Тем показательнее его выступление.

«Мировая монетарная система нуждается еще в одном раунде реформирования, – заявил Греф на сессии «Реформа глобальной монетарной системы» Всемирного экономического форума в Давосе, – и проблема в том, что сейчас, на мой взгляд, пока нет четкого представления о том, что именно нужно делать. Есть только догадки, правильность которых не подтверждена ни теорией, ни практикой».

При этом президент Сбербанка назвал в числе «наиболее обещающих» предложения Франции, которые состоят в том, чтобы страны договорились о системе индикаторов дисбалансов, а МВФ стал тем органом, который эти дисбалансы отслеживает и дает рекомендации по их коррекции. Однако Греф отметил в этом подходе несколько проблем, в т. ч. недостаточную эффективность G20 и отсутствие уверенности в должной квалификации и политической независимости МВФ.

Собственно, к перечисленным вопросам и свелась дискуссия в Давосе. Во-первых, суть предложений Саркози, их реальное влияние на мировую финансово-экономическую систему, их возможные последствия и требующиеся ресурсы никто не обсуждает. Во-вторых, все участники говорят о том, кто должен реализовывать реформу, причем по большей части имеется в виду именно МВФ. И в-третьих, отдельные участники выражают сомнения в том, что МВФ имеет надлежащие квалификацию и независимость.

Главное тут, конечно, первое. Дело в том, что описанная в моей первой статье о нынешнем давосском форуме система стимулирования спроса, известная как рейганомика, как и любая система таких масштабов, создает своих бенефициаров, т. е. выгодоприобретателей. За 30 лет объем долгов вырос раза в два (не будем придираться к цифрам, поскольку сравнивать деньги сегодняшние и начала 80-х, мягко говоря, сложно), и владеют этими долгами как активами представители финансовой элиты. Вообще практически вся мировая экономика последних 30 лет была построена на перераспределении эмиссионных доходов; нет даже уверенности, что без стимулирования спроса она могла бы приносить прибыль. Значит, ключевую роль в ней должны играть те, кто и определяет, куда что перераспределится, т. е. финансовая элита.

И ее представители отлично понимают, что любые обсуждения опасных вопросов реформирования финансовой системы лицами, к этому не готовыми, могут привести к крайне опасным последствиям. Мало ли что они могут придумать! А посему сначала нужно определить правильное место обсуждения, разобраться, кто и как может строить соответствующие гипотезы, и только потом обсуждать конкретные инструменты и способы реформирования.

Поскольку в Давосе собрались представители крупного бизнеса, который знает, откуда и как берутся деньги, которому байками про «свободные рынки» уши не забьешь, они не стремятся особо нарушать «правила игры». Не обсуждать – так не обсуждать, что ж тут поделаешь... Но и безрассудно соглашаться с тем, чтобы твою судьбу решали бюрократы из МВФ, которым, по большому счету, на все наплевать, никому не хочется. Дело зашло уже так далеко, что понятно, что кризис может начаться достаточно быстро, и будет он достаточно жестким. И кто тогда будет отвечать перед участниками за то, что происходит, кто будет гарантировать им безопасность и сохранение статуса?

Это – классический случай, когда системные, корпоративные элитные интересы начинают противоречить частным. Еще раз повторю: речь идет не о конспирологии, а об элитологии. Корпоративные правила требуют, чтобы принципиальные решения принимались исключительно в рамках корпорации (в нашем случае – финансовой элиты), но каждый отдельный член этой корпорации отлично понимает, что ни МВФ, ни другие аналогичные организации соответствующие задачи решить не могут. Хорошего выхода из этой ситуации, как понятно, нет и быть не может, но отдельные фрустрации отдельных представителей элиты все же прорываются. Это хорошо видно по речи того же Грефа, который, с одной стороны, очень хочет войти в эту корпорацию, а с другой, все-таки ее членом не является, и по этой причине имеет несколько бoльшую свободу в высказываниях.

Собственно, на этом можно и закончить, если бы не два обстоятельства. Во-первых, некоторые представители мировой финансовой элиты все-таки высказали свое мнение о правильном, с их точки зрения, развитии ситуации. Но об этом я расскажу в следующем тексте. А во-вторых, нам приходится констатировать, что предпринимательская элита находится в том же положении, что и журналистская и экспертная. Обсуждать реальные причины и последствия кризиса им ЗАПРЕЩЕНО, нравится это кому-то или нет. И платой за нарушение этого запрета является выпадение из элитного статуса, поэтому узнать правду о состоянии дел в мировой экономике из официально-респектабельного источника нельзя. А те, кто позволяет себе говорить правду, жестко ограничиваются в этой своей возможности. Такова жизнь. Как говорится, ничего личного, только бизнес. Точнее, законы существования элит.

0.0/0
Похожие новости:
Денег стало больше, а счастья – меньше
Судьбу наших интернет-проектов решат в Америке
Египетский сценарий: возможен ли он в России?
Сорос призвал Каддафи поделиться прибылью
In vina nummus?
Проблемы российской экономики. Продолжение
«Казначейки» США уже мало кому нужны
Беспроигрышные стратегии инвестирования: миф или реальность?
Украина: рука берущего не оскудеет
Бизнес не очень хочет выкупать землю
Европа и США вспомнили о стагфляции
Новая валютная система?
Минфин VS Минэкономразвития
Уровень жизни в Европе может рухнуть на 50%
Разбушевался ли Обама?
Китай не хочет быть «младшим партнером» США
Рейтинги создают для того, чтобы записать нас в «изгои»
Землетрясение в Японии: вызов мировой экономике
Саммит G20: «Россия оказывается никому не нужной»
Бернанке сбанальничал, польстил и соврал
Бернанке сбанальничал, польстил и соврал
Обама потерпел серьезное поражение
Налогоплательщики могут спать спокойно
Шансов у тех, кто выходит на пенсию, нет
Столичная мэрия: от рассвета до отката
Бернанке во Франкфурте рванул «бомбу»
Обама готовится пойти войной на Уолл-стрит
Никто так и не объяснил, что произошло в Египте
Новая валютная система?
Отмолчаться Кудрину уже невозможно
80% России погрузилось в бедность
Почему Запад так торопился напасть на Ливию
Остается только на хлеб и ЖКХ
На рынке недвижимости США произошел обвал
О чем так и не сказал Бернанке
Сент-Китс и Невис — маленькая страна с большими амбициями
Мировая элита сознает всю тяжесть кризиса
Золото как…заблуждение
Давос признал: имеющихся ресурсов уже недостаточно
Почему политика ФРС США приводит к народным бунтам
Сент-Китс и Невис — маленькая страна с большими амбициями
До спада мировой экономики осталось меньше 2 лет
Эмиссию в США «казнить нельзя помиловать»
«Банки сработали так, как могли»
Судьба Обамы зависит от масштаба безработицы
РСПП не зря предложил 60-часовую рабочую неделю
Давос признал: имеющихся ресурсов уже недостаточно
Обама начнет «крестовый поход» против Уолл-стрит
Случится ли с Россией ВТО?
У России пока остался шанс на экономическое чудо
На валютных рынках наблюдается волатильная динамика
Недвижимые инвестиции за границей: как не проиграть?
Спасайся, кто может
Вступление в ВТО — конец модернизации
В России вводят налог на имущество, составляющее ПИФ. Что это значит?
От слов Бернанке Гайдар переворачивается в гробу
Экономика: спрос падает, падает и реальный сектор
Обама не представляет масштаба бедствия, которое ждет США
Китай обогнал Японию. Но не все так просто
Неоптимистическая американская статистика
Большому бизнесу – большие просторы
Гадания на кофейной гуще, или Почему я не люблю делать прогнозы
Обама не представляет масштаба бедствия, которое ждет США
Обама готовится пойти войной на Уолл-стрит
Неоптимистическая американская статистика
Гороскоп на 2011-й
Вы не поверите: в России - рекордно низкая инфляция
Америка усомнилась в успехе эмиссии
Украина задумалась о Таможенном союзе
Трагедия в Японии позволит скорректировать рынки
Москва и Киев реанимируют транспортный консорциум
О вывозе капитала
Россия может лишиться Резервного фонда уже весной
In vina nummus?
Экономика США: «рост», похожий на падение
Модернизация пришла в ЖКХ. Или еще только идет?
Почему имеет смысл инвестировать в акции
Бегство капиталов в США
Вторая волна кризиса – цунами с Востока
Копить бы рад, да все на жизнь уходит
Враги модернизации: почему доллар не стоит 15 рублей
На Forex наблюдаем укрепление доллара
Золотая эра подошла к концу?
Кризис продолжается или заканчивается?
Обама потерпел серьезное поражение
Спасайся, кто может
Как сэкономить на процентах по кредиту?
Европе и США грозит свой «Египет»
Европа требует изменить договор между Москвой и Софией
Болгария. Новая звезда Евросоюза
США повторят трагедию России
Можно ли поднять ставки по депозитам в российских банках?
Проблемы российской экономики. Продолжение
Америка «наедет» на евро
На «пенсионном фронте» пока без перемен
Евросоюз уже правит свою «конституцию»
Трагедия в Японии позволит скорректировать рынки
Теперь мы будем кредитоваться по-новому
Что такое валютные войны и чем они кончатся
Китай решил ориентироваться на внутренний спрос
Евросоюз уже не претендует на доминирование евро